газета для инженеров: новинки приводной техники, новейшие производственные технологии
Редукторы и мотор редукторы, преобразователи частоты, устройства плавного пуска.    

Теория без практики мертва
Проблемы подготовки специалистов-гидравликов в России

 

Одним из главных шагов на пути преодоления проблемы нехватки кадров в отдельных отраслях машиностроительного комплекса России должно стать реформирование системы подготовки специалистов. Так считает исполнительный директор Ассоциации производителей гидравлического оборудования, член совета директоров ОАО «Елецгидроагрегат», доктор наук, профессор РАЕН Сергей Иванович Корнюшенко, который хорошо знаком с системой подготовки специалистов-гидравликов в Западной Европе.



- Сергей Иванович, чем система подготовки специалистов-гидравликов в России отличается от европейской?

- Давайте сначала про европейскую. Специалистов за рубежом готовят в специальных высших учебных заведениях, а также с помощью системы подготовки кадров, которая существует на каждой фирме.

Методики обучения в европейских высших учебных заведениях почти не отличаются от тех, что имеются в наших вузах. В основном там читается курс теоретических лекций, которые закрепляются практическими знаниями, а практические занятия проводятся в лабораториях, оснащенных специальными стендами с богатой элементной базой.

Конечно, элементная база у многих европейских технических университетов современная, в отличие от наших вузов. За последние два-три десятка лет в большинстве вузов России оборудование не обновлялось. Но не это главное. Главное то, что и в европейских странах не все выпускники технических университетов, окончившие факультет гидравлики, попадают на фирмы, в которых эта специальность востребована. За рубежом тоже есть определенный кадровый голод. А значит, и на предприятия приходят не всегда те, кто получил соответствующую специальность в университете. Вот почему на многих фирмах существует своя определенная система подготовки кадров.

Есть такая организация «СЕТОР», Европейский комитет по гидравлике и пневматике, одно из подразделений которого более 17 лет успешно занимается разработкой методик подготовки кадров гидравликов и пневматиков. По их системе европейские Центры в Англии, Италии, Франции, Швейцарии готовят специалистов разного профессионального уровня.

Первый уровень включает общие знания, при которых не нужно глубокое проникновение в суть предмета, но требуется широта понятий. Для чего это необходимо? К примеру, если специалист-электронщик будет обеспечивать систему управления машин, то ему нужно знать функциональное назначение каждого гидроагрегата: насос качает, клапан отсекает максимальное давление, гидроцилиндр двигает рабочий орган и так далее. А как они устроены – ему знать не обязательно.

Второй уровень - более высокий. Человек, освоивший второй профессиональный уровень, естественно, должен обладать знаниями первого уровня. И здесь уже надо знать не только функции, но и то, как это всё работает. Возьмем, к примеру, предохранительный клапан. Его назначение, почти как у предохранителя в электрической сети, - ограничить максимальное давление. Этих знаний достаточно для первого уровня. А на втором -  уже нужно знать, как он работает. В предохранительном клапане есть подпружиненный золотник или запорный элемент. Когда усилие на него со стороны рабочей жидкости превышает силу со стороны пружины, запорный элемент перемещается и, чтобы предохранить систему от перегрузок, сбрасывает рабочую жидкость в гидравлический бак.

На третьем профессиональном уровне специалист должен знать различные области, в которых может применяться предохранительный клапан (разгрузка гидросистемы, пропорциональное регулирование потока рабочей жидкости) и какой элемент его конструкции может отказать в работе (функция, работа, область применения и технические характеристики).

Специалист четвёртого профессионального уровня должен обладать всеми знаниями третьего уровня, знать конструкцию, решать вопросы выбора компонентов и их совместимости в гидросистемах машин. Как правило, такие специалисты работают на заводе по выпуску машин. Здесь работник должен знать, где клапан стоит в гидросистеме, как его поставить, как его рассчитать. То есть, специалист должен уметь интегрировать деталь в систему, чтобы она сочеталась с другими.

Пятый профессиональный уровень требует от специалиста знаний всех вышеназванных уровней плюс навыки и знания, необходимые для конструирования и усовершенствования предохранительного клапана. Специалист этого уровня умеет спроектировать гидроаппарат. Он должен знать, из какого материала сделать корпус, из какого материала должна быть выполнена каждая деталь, какие зазоры должны быть между подвижными частями механизма.

Четвертый и пятый уровни требуют опыта и знаний из других областей механики и большей степени владения основными навыками и знаниями, включая такие предметы как: материаловедение, прочностные расчеты, математику, физику, технические процессы, технические условия и современную технологию.

Если на первом уровне достаточно лишь двухнедельного образования, то для пятого нужно немало - несколько лет обучения плюс практический опыт. Подобная система подготовки кадров предполагает  не только усвоение теории, но и подтверждения её на практике.  Заставить эти знания работать – такую возможность даёт подобная  система.

И хочу отметить, что на упомянутые курсы идут учиться люди с самым разным уровнем  образования. На них может заниматься как профессор, так и простой работник, желающий повысить свой профессиональный уровень.

После пройденного курса соискатель знаний проходит тестирование. При условии успешной сдачи экзамена присваивается квалификация. Важно то, что эта система отвечает за квалификацию выпускника. Если дается диплом, в котором перечисляются теоретические знания и навыки, значит, человек действительно все усвоил. Система очень интересная.

- Это у них. А у нас?

- У нас, к сожалению, похвастаться нечем. Раньше были отраслевые курсы повышения квалификации, где читали курсы гидравлики, но, в основном, всех специалистов по гидравлике готовили в вузах. А структурного обучения вне вузов у нас не существовало. Все кадры ковались, в основном в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, на заводах или в эксплуатирующих организациях, под руководством старших товарищей.

Пока в России нет сил, чтобы взялись за организацию центров по профессиональному обучению,  подобных европейским.  Все это, несомненно, требует и времени, и финансирования, и привлечения квалифицированных специалистов-гидравликов, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше и меньше.
Но вопрос требует решения! Ведь, как известно, кадры решают всё - пусть не всё, но очень многое. И если человека не подготовить, а сразу дать ему современный станок, он ничего на нем не сможет сделать. Даже при наличии достаточных средств и ресурсов дилетанты не смогут создать современное изделие!

Поэтому, конечно, в первую очередь нужна профессиональная подготовка кадров. Однако если мы посмотрим в будущее - возникает вопрос: а кто будет этим заниматься? К моему глубокому сожалению, преподаватели вузов, которые готовят гидравликов, уже достаточно пожилого возраста, а со временем их будет становиться все меньше и меньше…  Во-вторых, эти преподаватели владеют теоретическими основами гидравлики, но с той элементной базой, которая существует сейчас в мире, они не всегда знакомы. Почему? Потому им негде ее увидеть! Увы, но по материальным причинам они не могут съездить на ведущие зарубежные выставки - в Ганновере, Милане, Болонье, Париже и других местах. Там, действительно, есть чему поучиться. У нас же единственная большая специализированная выставка - «Интердрайв». Здесь тоже можно  увидеть новые веяния, но многие не используют и эту возможность.



- Возвращаясь к вопросу подготовки кадров: сейчас поговаривают о том, что в российских вузах планируют урезать часы по курсу подготовки гидравликов. Это правда?

- Недавно, на одной из выставок я встречался с заведующим кафедрой Бауманского института. Он тоже выразил опасение, что часы по курсу гидравлики будут урезаны. Могу сказать только, что это не приведет к росту числа профессионалов.

Сегодня тоже получают дипломы, но, к моему глубокому сожалению, не те дипломы, которые давали раньше - требования упали. А упали потому, что не с кого спрашивать, а если спрашивать по-настоящему - тогда надо всех выгонять (смеется). У многих нет желания учиться. А если желания учиться нет, то зачем их учить?

С другой стороны, у кого желание учиться есть, им нужно помогать. Здесь вот какой момент: иногда у меня нет тяги к знаниям, а через какое-то время мышление меняется, человек взрослеет, и у него появляется желание к освоению новых предметов.

У меня есть знакомые люди, которые до тридцати лет и даже более прожили безо всякого образования, а потом у них возникла некая страсть к обучению. Бывает и так, что человек достиг определенных высот, когда проявляется нехватка знаний, и возникает потребность в самосовершенствовании. Может быть, для таких категорий людей Центры, о которых я говорил, и должны быть созданы.

Мне кажется, что наша вузовская система требует определенного реформирования, потому что она построена на тех принципах, которые устарели. Несомненно, они являются основополагающими. Вместе с тем, какие-то процессы обучения нужно менять и больше внимания уделить практике.  Если я прочитаю книгу (даже если прочитаю честно), у меня останется в памяти процентов 25-30. Но если я соберу, например, собственными руками какую-либо гидросхему, сделаю пару ошибок, но всё же добьюсь, чтобы она заработала, - тогда я, во-первых, потрачу меньше времени. Во-вторых, я научусь делать то, что станет базой для моего дальнейшего развития. Сначала соберу простенькую схему, а в следующий раз - уже более сложную. У меня уже появятся навыки.

А книга ведь еще должна быть доступной. В моей практике был однажды такой случай. Будучи студентом четвертого курса, я проходил очень сложный предмет - теорию автоматического регулирования. Я открывал толстые учебники и, несмотря на то, что хотел учиться, ничего не понимал. Один мой старший знакомый, очень хороший человек и специалист своего дела, принес мне учебник, который был написан в 1940 году, еще до войны. Эту книгу написали два великих автора. К сожалению, не помню их имен, но они настолько доступно все описали, что после того, как прочитал их труд, я начал понимать и современные учебники.

Это очень важно - объяснить все просто и доступно. А что сейчас? Ко мне приходили молодые специалисты: «Сергей Иванович, дайте что-нибудь почитать». Даю. Человек читает первые страницы, а потом откладывает. И я его понимаю, потому что он не готов к такой книге, а той, которую он воспримет, её еще нет.

- А что, тот учебник сорокового года переиздать нельзя?

- Это был учебник  не по гидравлике, а по электрорегулированию. Правда, в гидравлике и электрике  очень много схожего. В электричестве - напряжение, а в гидравлике -  перепад давления. То, что в электричестве - сила тока, в гидравлике - поток рабочей жидкости. А сопротивление есть и в электротехнике, и в гидравлике. Вот три основополагающих параметра.

Поэтому и формулы, которые описывают этот процесс, одинаковые. Разные только коэффициенты: электричество быстрей распространяется, чем гидравлика. Но подход один. И когда я ощутил подход, мне стало легче. Так и у любого человека: когда получаются первые шаги, дальше хочется бежать, а если на первых шагах спотыкаешься - хочется все бросить.

Впрочем, то, о чём я сказал, касается не только гидравлики. Это  актуально и в других направлениях подготовки специалистов.



Вопросы задавал Александр Шмелев.

Контакты | Реклама
Copyright © 2013 Новости Приводной Техники